Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе динамичное развитие рыночной экономики в России невозможно без создания государственного механизма по поддержке и стимулированию инновационной деятельности в научно-технической сфере. В настоящее время именно научно-технические инновации определяют уровень конкурентоспособности национальных товаров и всей экономики в целом в развивающейся мировой системе.
В индустриально развитых странах государство является главным стимулирующим, поддерживающим началом и даже в некоторых случаях вектором, определяющим направление инновационного развития национальной экономики. Необходимо отметить, что государственное регулирование инновационной сферы взаимосвязано с инвестиционной политикой государства, финансирующей фундаментальные научные исследования и высоко рисковые инновационные проекты.
Современное состояние мировой экономики характеризуется непрерывно прогрессирующим ростом конкурентоспособности национальных экономик на основе научно-технологических инноваций. Российскому государству, чтобы преодолеть социально -экономическое отставание, необходимо разрабатывать и внедрять действенную государственную инновационную и научно-техническую политику.
Объектом исследования является система государственного регулирования в области стимулирования инновационной деятельности
Субъектом исследования является государственная политика, направленная на развитие инновационной деятельности.
Целью исследования является анализ и оценка текущего состояния инновационной деятельности в Санкт-Петербурге, реализации государственной политики в сфере инновационной деятельности.
Исходя из цели исследования необходимо решить следующие задачи:
-Изучить понятие, сущность, принципы Государственного регулирования стимулирования инновационной деятельности РФ;
-Рассмотреть виды инновационной деятельности;
-Изучить нормативно-правовую базу государственного регулирования инновационной деятельности в РФ;
-Провести анализ экономического и инновационного развития в Санкт-Петербурге;
-Определить влияние государственного регулирования стимулирования инновационной деятельности в разных сферах профессиональной деятельности;
-Выявить проблемы государственного регулирования стимулирования инновационной деятельности в Санкт-Петербурге и предложить пути их решения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Согласно утверждению Щитова А. Н., государственная инновационная политика является неотъемлемой частью государственной социально-экономической стратегии, нацеленной на продвижение и поддержку инновационной деятельности. Под ней подразумевается разработка как совершенно новых продуктов, так и значительно усовершенствованных версий, а также прогрессивных и сложных процессов, сопряженных с определенными рисками.
Для всестороннего понимания текущих тенденций в инновационной сфере необходимо изучить основные этапы развития теории инноваций в исторической перспективе. Хотя вопросы улучшения производственных методов, разработки новых товаров и услуг, а также роль научно-технического прогресса всегда были актуальны в экономической науке, отправной точкой теории инноваций принято считать конец XIX века. Это связано с исследованием причин цикличности экономических процессов и созданием первых концепций инновационного развития.
В истории становления и эволюции теории инноваций выделяют несколько этапов. Наиболее распространенным является подход к периодизации, предложенный экономистом Ю.В. Яковцом, несмотря на некоторые расхождения во временных рамках. Рассмотрим эти этапы, представленные схематически на рисунке ниже.
Ниже представлен обзор ключевых исследований в области инноваций по этапам, однако стоит отметить, что эти теории формировались в контексте параллельных изысканий в предпринимательстве, управлении, экономическом росте и смежных областях. На становление теории инноваций, в частности, повлияла эволюция представлений о предпринимательской деятельности, включая учет фактора риска (Ф. Найт) и роли предпринимателя в координации ресурсов, таких как земля, капитал, труд и научные знания (Ж.-Б. Сей).
I этап: конец XIX века – 1930-е годы. Этот период характеризуется закладкой основ теории инноваций, когда возникли концепции, анализирующие причины и факторы экономического роста в рамках теории длинных волн и циклических кризисов. Основная идея заключалась в циклическом развитии экономики с фазами подъема и спада, где инновации выступали главным фактором роста.
Ключевыми работами, положившими начало теории, считаются труды Й. Шумпетера, раскрывающие сущность инноваций и новую роль предпринимателя. Основой для этих идей послужили исследования цикличности экономики Н.Д. Кондратьева. В этот период были изучены причины мировых войн, выдвинуты гипотезы о цикличности экономики (Джевонс), исследованы циклические кризисы (Туган-Барановский), а также соотношение кризисов и «длинных волн» (Парвус, Ван Гельдерен). Кондратьев доказал неравновесное развитие экономики по законам «длинных волн», а Шумпетер разработал основы теории инноваций, ввел понятие «инновации», сформировал инновационную теорию развития и развил теорию предпринимательства.
Второй этап: 1940-е – середина 1970-х годов. После анализа экономических последствий Великой депрессии и в стремлении найти новые пути для роста экономики после Второй мировой войны, начинается новый этап в развитии теории инноваций. Этот период характеризуется углублением и расширением идей, заложенных в первом периоде. Исследования приобретают более практический характер, фокусируясь на функциональных аспектах управления инновациями, таких как планирование, организация, финансирование и оценка эффективности, а также на влиянии инноваций на макроэкономическом уровне, включая возникновение монополий.
Третий этап: конец 1970-х – 1990-е годы. С середины 1970-х годов наблюдается резкий рост числа публикаций по инновационной тематике и появляются новые концепции, что позволяет рассматривать этот этап как прорыв в исследовании инноваций. Исследования сосредотачиваются на новых типах классификации инноваций, анализе инноваций как системного явления, формировании концепций управления инновациями на макро- и микроуровнях.
Этот этап характеризовался развитием методологии инновационной деятельности, зарождением концепции внутреннего предпринимательства и усилением связи с инновационным менеджментом.
IV этап: 2000-е – наши дни. Современный этап характеризуется углубленным изучением креативной экономики, инновационной политики, а также влиянием цифровой трансформации на организации и экосистемные подходы к инновациям. Продолжаются междисциплинарные исследования ранее предложенных концепций.
В этот период получили широкое распространение концепции, разработанные в конце XX века, имеющие значение для управления инновациями и развития теории. К ним относятся: теория подрывных инноваций Кристенсена, концепция тройной спирали (университеты-промышленность-государство) и модель открытых инноваций Чесбро.
Современные исследования все больше фокусируются на микроуровне, уделяя внимание стартапам и технологическому предпринимательству. Развиваются концепции бережливого стартапа, технологических укладов и промышленных революций. Активно изучаются процессы цифровизации и цифровой трансформации компаний как частный случай инновационного развития.
Государственная инновационная политика включает комплекс мер, направленных на поддержку научно-технической деятельности и повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Она направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, повышение уровня жизни населения и укрепление обороноспособности страны. Особое внимание уделяется стимулированию научных исследований, защите отечественной промышленности и модернизации системы научно-технического развития.
Государственная инновационная политика использует широкий спектр методов и инструментов, ориентированных на:
Активизацию инновационной деятельности в предпринимательстве;
Модификацию налогового и амортизационного регулирования;
Создание платформы для взаимодействия и сотрудничества;
Устранение барьеров и ограничений;
Распространение инновационных разработок.
Ожидаемые итоги успешной инновационной стратегии:
Значительное повышение эффективности использования ресурсов, рост производительности, сокращение затрат на материалы и энергию, достижение конкурентоспособности, что приведет к реструктуризации экономики, уменьшению зависимости от сырьевого сектора и увеличению доли перерабатывающих отраслей;
Улучшение качества жизни населения за счет модернизации инфраструктуры и бытовой среды в городах и сельской местности;
Преодоление технологической отсталости страны;
Достижение социальной направленности научно-технического прогресса посредством широкого внедрения экологически чистых и безопасных промышленных технологий.
Важно разработать систему социальных индикаторов, определяющих требования к новым технологиям и технике с учетом условий труда, его содержания и творческого потенциала. Для обеспечения социальных гарантий необходимо разработать механизмы переподготовки кадров. Следует создать более гибкую и многофункциональную систему образования и повышения квалификации сотрудников.
Таким образом, инновационная политика представляет собой более широкое понятие, чем научно-техническая, которая часто ограничивается приоритетами в науке и технике.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аньшин В. М. Инновации и рынок: стратегия, управление, эффективность. — М. : ВНИТЦ, 2020. — 127 с.
2. Афонин И. В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций : учеб. пособие. — М. : Гардарики, 2020. — 123 с.
3.Бабурин В.Л. Инновационные циклы в российской экономике. - М.: КРАСАНД, 2020. - 216 с.
4. Бурков В. Управление инновационным развитием регионов: современный подход // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 11. — С. 8-12.
5.Волокитин, Р. Л. Инновационное развитие региона // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (211). — С. 60-63.
6.Гагулина Н.Л., Камалов Э.Т. Анализ социально-экономического развития Санкт-Петербурга на фоне структурных сдвигов // Развитие современной экономики России, - 2024. – 1116 с.- 2024.
7. Гуриева Л. К. Новые подходы к инновационному развитию регионов // Гуманитарные и социальные науки. — 2023. — № 5. — С. 35-42.
8. Егоров Н. Е. Инновационные кластеры в развитии экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2020. — № 16. — С. 46-52.
9.Заркович А. В. Теоретические аспекты концепции региональных инновационных систем // Молодой ученый. — 2023. — №10. — С. 308-311.
10. Ковалев Г. Д. Инновационные коммуникации. — М. : Юнити, 2020. — 274 с.
11. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. — М. : Экзамен, 2021. — 576 с.
12.Кузнецов С. В., Горин Е. А. Инновационный процесс в экономике Санкт-Петербурга: стимулирующие и сдерживающие факторы // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2021. - № 3. - С. 39–50.
13.Кузнецов С.В., Горин Е.А. Социальный аспект инновационной промышленной модернизации. // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2021. – С. 30- 36.
14.Ламанов, А. В. Регион как основа инновационного развития // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (29). — С. Т.1. 157-160.
15.Максимова Т.Г., Попова И.Н. Статистическое оценивание цифровой трансформации экономики Российских регионов. // Научный журнал НИУ ИТМО. - 2023. - С.52- 55
16.Маскайкин Е.П. Понятие, содержание и модель региональной инновационной системы. // Креативная экономика. – 2022. – №8. – С. 66-74.
17.Николаев И.А., Марченко Т.Е., Точилкина О.С. Инвестиции как источник экономического роста. Аналитический доклад. – М.: Институт стратегического анализа, 2023. – 27 с.
18.Окрепилов В.В. Опыт создания стратегических документов развития экономики Санкт-Петербурга, направленных на повышение качества жизни. // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. -2021. – С. 4- 13.
19.Окрепилов В.В., Гагулина Н. Л. Развитие оценки качества жизни населения региона // Журнал экономической теории. – 2023. – № 3. – С. 31-33.
20.Шавлюк М.В. Роль регионов в инновационном развитии России // Современные научные исследования и инновации. - 2021. - № 12 – С. 33-39
21.Щитова А. Н. Инновационная политика экономики России [Текст] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 6-11.